История ГБУ СОДО "ОЦЭКИТ"
Историческая справка
В соответствии с решением Исполнительного комитета Саратовского Областного Совета депутатов трудящихся от 10 ноября 1940 года протокол № 31,§ 61/1180 «Об организации областной станции юных натуралистов».
Небольшие кружки юных натуралистов, работавшие в детском парке, были объединены в один коллектив. Директором вновь созданной станции юных натуралистов была назначена Надежда Николаевна Головачева. В суровом 1943 году враг рвался к Волге, но страна не забывала о своем будущем, о детях. Юным любителям природы был предоставлен в качестве базы старый заброшенный сад в районе 3-его Клинического городка, площадью в 2,5 га .В эти тяжелые годы на станции был создан актив юннатов из 160 школьников близлежащих школ. Они охотно брались за трудную работу: очищали участки от сорняков, выкорчевывали погибшие деревья, перекапывали территорию, рыли колодцы.
В апреле 1943 года Областную станцию юных натуралистов возглавила Татьяна Федоровна Шацкая, почти 30 лет остававшаяся на посту директора. Под руководством талантливого организатора и руководителя сформировался творческий, работоспособный коллектив педагогов, была создана хорошая учебная база учреждения, сложились его лучшие традиции, утвердился авторитет Саратовской станции юннатов как одной из лучших в стране.
Квалифицированные педагоги станции юннатов оказывали большую помощь школам области в развертывании натуралистической и опытнической работы, в создании учебно-опытных участков.
С 1954 года развернулась большая работа за право участвовать во Всесоюзной выставке достижении народного хозяйства. Об успехах саратовских школьников и станции юннатов свидетельствуют многочисленные Дипломы всех степеней, золотые, серебряные и бронзовые медали «Участника ВДНХ» на протяжении всех лет существования организации.
В эти годы на территории станции юннатов был создан большой плодово-ягодный сад и плодово-ягодный питомник с большим количеством сортов яблонь, вишни, смородины и т.п. На опытных полях станции в миниатюре повторены полевой и овощной севооборот больших хозяйств. На коллекционных участках произрастали районированные и редкостные овощи, зерновые, кормовые, технические, эфиромасличные и другие культуры. В распоряжении юных натуралистов имелись оранжерея, теплица, парники и рассадники.
В начале 50-х годов заложен первый дендрарий с 80 видами местных и экзотических пород деревьев и кустарников. Рядом был расположен участок морфологии и систематики растений с представителями 19-ти семейств.
На станции были оборудованы 5 лабораторий: начальных классов, полеводства, овощеводства, садоводства, декоративных растений, зоолого-животноводческий. Здесь дети могли заниматься любимым делом, получать новые знания по биологии, основам сельского хозяйства, учились ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их ростом и развитием, экспериментировать на учебно-опытных участках, в оранжерее, зооферме, живом уголке. Основными целями станции в этот период были организация юннатской, трудовой, природоохранной деятельности учащихся, оказание методической и практической помощи педагогам области.
В середине 60-х годов в Саратовской области, как и во всей стране, возникают и быстро набирают силы ученические производственные бригады, школьные лесничества, звенья юных растениеводов, животноводов, механизаторов, лесоводов, летние лагеря труда и отдыха. Эти объединения школьников явились одними из основных форм трудового, нравственного и патриотического воспитания школьников, организации общественно-полезного производительного труда в школах, профессиональной ориентации учащихся на профессии сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, развитие интереса к опытничеству и творческому труду, укрепления взаимосвязи между предметами естественнонаучного цикла и жизнью.
Станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства с первых дней возглавляет это движение в области.
Особенно большую работу по совершенствованию деятельности ученических производственных бригад и звеньев, школьных лесничеств, лагерей труда и отдыха, укреплению связи между школой и базовыми хозяйствами, по организации профориентационной подготовки учащихся на базе школьных трудовых объединений станция юных натуралистов стала проводить с 1973 г, когда ее директором была назначена Нина Николаевна Лунц. Она руководила станцией четверть века. СЮН продолжала сохранять позиции одной из лучших в Российской Федерации. Именно поэтому она была удостоена чести подготовки и проведения на Саратовской земле Всероссийского слета ученических производственных бригад (1985 г.).
На основании приказа управления образования администрации Саратовской области от 21 июня 1992 года № 83 «О ликвидации и изменении статуса областной станции юных натуралистов» статус Учреждения изменен в связи с возрастающими потребностями общества в совершенствовании экологического образования учащихся в июне 1992 года станция была реорганизована в концептуально новое учреждение дополнительного образования детей – Областной экологический центр учащихся с функциями учебно-методического учреждения.
Сохраняя лучшие традиции, новое учреждение больше внимание уделяло формированию и развитию творческого потенциала детей и юношества.
На основании Постановления Губернатора Саратовской области от 30 марта 1998 года № 155 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» и приказа министерства образования и науки Саратовской области от 31 марта 1998 года № 61 «О реорганизации областного экологического центра учащихся» областной экологический центр учащихся реорганизован в государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр». В плане реализации «Концепции непрерывного экологического воспитания населения Саратовской области» (в состав ее разработчиков вошли и целый ряд сотрудников ОДЭЦ). Во главе нового учреждения встал Сергей Дмитриевич Коробков. Он внес много нового в работу учреждения, сумев мобилизовать усилия коллектива на выполнение большого объема работ.
Претерпев структурные и программные изменения, ОДЭЦ становится своеобразной моделью непрерывного экологического образования. В нее входят отделы начального экологического образования, общей экологии и охраны окружающей среды, агроэкологии, зооэкологии.
Дальнейшее развитие в учреждении получили такие инновационные направления экологического образования, как полевая экология, экологический мониторинг, игровая экология, экологический труд.
С целью приобщения детей к исследовательской научной деятельности, выявления и мобилизации их творческого потенциала ОДЭЦ инициировал и проводит более 20 разнообразных конкурсов экологической направленности. Среди них:
- Конкурсы исследовательских работ («Юные исследователи окружающей среды», «Наследие природы», ежегодная областная научно-практическая экологическая конференция обучающихся, областная заочная школа по биологии и экологии );
- Конкурсы литературного и художественного творчества («Зелёная планета глазами детей», «Многообразие вековых традиций», «Природа .Культура. Экология», «Экологическая безопасность-безопасность жизни», «Зеркало природы», «Живая земля», «Природа вокруг нас», «Человек. Земля. Космос.», «Подводный мир глазами детей», «Саратовский край - люби его и воспевай», «Никогда не забудем»);
- Конкурсы и акции опытнических и практических природоохранных работ («Юннат», «Озеленение пришкольной площадки», «Живи, лес», «Делами добрыми едины», «Птичьи кормушки», «Птицестрой».
Помимо этого, ОДЭЦ участвует в общероссийских конкурсах (Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета», фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза», «Юннат», «Моя малая Родина», «Зеркало природы», «Созвездие», «Подводный мир глазами детей», «Неделя в защиту животных», «Голубая лента»).
В соответствии с распоряжением Правительства области от 10 ноября 2011 года № 339-Пр «О переименовании государственных образовательных учреждений» и приказом министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2011 года № 3742 «О переименовании государственного образовательного учреждения и утверждении Устава» государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр» переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр». В 2014 году территория ОДЭЦ получила статус особо охраняемой природной территории в категории памятники природы регионального значения.
С февраля 2015 года директором ОДЭЦ становится Руслан Булатович Уразаев, которой главной задачей считал развитие инфраструктуры учреждения.
На основании распоряжения Правительства Саратовской области от 16 ноября 2015года № 263-Пр «О реорганизации государственных бюджетных учреждений Саратовской области» Учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма», в состав Учреждения в результате реорганизации путём слияния с государственным бюджетным образовательным учреждением Саратовской области дополнительного образования детей "Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск".
31 декабря 2015 года Учреждение имеет своё современное название - государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма» .
С июня 2018 года Центр возглавляет Ольга Николаевна Жулидова.
Современная территория ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» представляет зеленый оазис крупного промышленного центра Поволжья. Здесь в течение десятилетий создавались уникальные коллекционные участки: дендрарий, систематикум, коллекция раритетных растений открытого и закрытого грунта, тематические экспозиции, экологические комплексы и др. В саду Центра произрастает более 100 видов и сортов плодово-ягодных растений. В оранжерее собрана одна из лучших в области коллекция оранжерейных и комнатных растений. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется мини-зоопарк и зооуголок «Аквамир». В них обитает более 60 видов животных – представителей местной фауны, экзотических видов и лабораторных животных. Коллекционный и экспериментальный фонд растений является источником семенного и посадочного материала для школ и других организаций, для садоводов-любителей, а также для репатриации разных растений в природные местообитания. Центр обеспечивает животными и растениями научные лаборатории, живые уголки детских учебных заведений, любителей.
ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» сотрудничает с ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, Саратовским классическим университетом, Саратовским государственным аграрным университетом, Саратовским филиалом государственного научно-исследовательского института озерного и рыбного хозяйства, областным музеем краеведения, библиотеками г. Саратова, общественными организациями (Саратовским отделением Всероссийского общества охраны природы, Саратовским отделением Зеленого Креста, Союзом охраны птиц России, Саратовская региональная детская общественная организация "Союз юных экологов Саратовской области" Союзом юных экологов и др.), областным отделением общественной организации «Педагогическое общество России», районными центрами дополнительного образования и домами творчества, ДОУ, школами, техникумами, колледжами, районными центрами занятости населения и другими заинтересованными учреждениями.
В настоящее время это - стабильно функционирующее, общедоступное, многоуровневое, многопрофильное учреждение, осуществляющее дополнительное экологическое образование детей разного возраста. Одновременно оно является учебно-производственной базой для прохождения практик для учащихся ПУ, техникумов, студентов ВУЗов и др. Методическая деятельность ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» ориентирована на оказание всесторонней помощи педагогическим кадрам образовательных учреждений области в организации дополнительного экологического образования.
Центр проводит широкую экологическую пропаганду среди всех слоев населения; принимает активное участие в практической природоохранной деятельности, вносит свой вклад в развитие международного сотрудничества в эколого-образовательной сфере.
В перспективе Центра развитие и совершенствование его структуры, внедрение новых видов образовательной деятельности, востребованных обществом, а так же инновационных образовательных технологий и методов обучения.